Платформа Окружная была построена в 1911 году на Савеловском направлении Московской железной дороги. Тогда это, разумеется, не было территорией Москвы. За прошедший век город разросся. Территории возле Окружной стали относиться к столице, однако добираться до этого района было очень непросто.
Кроме железной дороги, сравнительно близко проходила Серпуховско-Тимирязевская линия метро, участок которой был открыт в 1991 году. Но доехать на наземном транспорте до «Владыкина» или до «Петровско-Разумовской» тоже было непросто. Ведь даже в 1990-е на расположенных поблизости улицах скапливались большие пробки. Дело в том, что один из трех (всего лишь!) способов пересечь.
Савеловское направление железной дороги внутри МКАД на автомобиле — это проехать по узким дорогам в районе Окружной (Станционная улица и Сигнальный проезд).
Транспортный вопрос волновал жителей района Марфино вплоть до 2016 года. А ведь сейчас рядом с платформой живут 49 тысяч и работают 11 тысяч человек. Расскажем, что же изменилось здесь за последние два года.
На работу на электричке
Живя в городе, ехать в центр на электричке? Для опаздывающих на работу жителей Марфина еще пару лет назад это было суровой реальностью. До 2016 года им были доступны лишь наземный транспорт и станция Окружная Савеловского направления МЖД.
И второй путь был быстрее: до Савеловского вокзала так можно добраться за девять минут. Но, как правило, приходилось пересаживаться на метро и ехать дальше. К тому же ходят электрички нерегулярно — интервалы между поездами могут составлять пять минут, а могут и полчаса.
Добавьте к этому толпы жителей Подмосковья, также следующих в сторону Савеловского вокзала, и вы сможете представить утрожителя района возле Дмитровского шоссе в красках.
2016 год изменил жизнь в Марфине к лучшему. В сентябре сюда пришло МЦК.
Новая жизнь: МЦК и метро
Станция Окружная Московского центрального кольца открылась 10 сентября 2016 года в 260 метрах от одноименной платформы МЖД. Она позволила жителям Марфина в несколько раз сократить путь в любую точку города. Кроме того, она помогла разгрузить Серпуховско-Тимирязевскую линию: пассажирам больше не нужно ехать на электричке до Савеловской, чтобы пересесть на метро: можно просто перейти на станцию Московского центрального кольца. Это же разгрузило и центр города: пересаживаться на нужную ветку метро пассажиры теперь могут не на Кольцевой линии, а с платформ МЦК.
Как расширяется московская подземка
В марте 2018 года здесь открылась станция метро «Окружная». Она вошла в новый участок Люблинско-Дмитровской линии. Район, уехать откуда было настоящим испытанием, за два года получил развитую транспортную инфраструктуру. Теперь перед городом стоит новая задача — интегрировать все эти направления в единый транспортный комплекс. Потому, не откладывая, здесь приступили к строительству одного из крупнейших транспортно-пересадочных узлов столицы.
Первым этапом создания ТПУ «Окружная» стало строительство новой платформы МЖД взамен прежней, устаревшей. Первое очевидное различие — она стала ближе к одноименной станции МЦК (сравните: было 260 метров, стало — 50). Платформа построена по типу островной и принимает поезда как из Москвы, так и из области.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Это первый опыт строительства новой станции МЖД для интеграции с метрополитеном и МЦК. Для этого здесь возвели эстакады под I и II главные пути, а также продолжают строить коммуникационный вестибюль с турникетами и кассами. Через него можно будет пройти к станции МЦК и к остановкам наземного транспорта.
Работы здесь завершены на 85 процентов: сейчас монтируются лифты и эскалаторы, завершается отделка, а старая станция и пути демонтируются. К сентябрю 2018-го перейти с железнодорожной платформы на станцию МЦК можно будет по принципу «сухие ноги». В целом объект готов на 97 процентов.
Соединенные станции станут основой ТПУ «Окружная», который окажется одним из самых востребованных в городе. Следующий этап — интеграция станции метро «Окружная» салатовой ветки. Это будет возможно, когда будет готов ее северный вестибюль (ориентировочно — в 2019 году).
После завершения всех работ транспортно-пересадочный узел включит в себя:
- станцию метро «Окружная» Люблинско-Дмитровской линии;
- станцию МЦК Окружная;
- платформу Окружная Савеловского направления МЖД;
- общественно-деловое здание;
- многоуровневый паркинг для перехвата автомобилей, движущихся по Дмитровскому шоссе, Северо-Западной и Северо-Восточной хордам;
- конечную станцию наземного городского пассажирского транспорта с разворотными кругами.
Единая система транспортной навигации
Предполагается, что пассажиропоток ТПУ составит 85 тысяч человек в сутки. Им смогут пользоваться все группы населения — здесь комфортно будет находиться и маломобильным гражданам.
ТПУ также обеспечит запуск МЦД-1 «Одинцово — Лобня» по новым железнодорожным путям и эстакаде, а затем даст возможность расширить направления до четырех главных путей.
Новое наземное метро
Кроме того, здесь пройдут новые возможные маршруты наземного транспорта, которые появятся после того, как завершится строительство Северо-Восточной и Северо-Западной хорд.
Объединяя пути
Создание ТПУ — новое перспективное направление развития московского транспорта. Это оптимизирует трафик, снижает нагрузку на популярные линии метро и автомобильные дороги, а также делает передвижение по городу быстрым и комфортным. Первый ТПУ с участием железнодорожной станции уже готов — это интегрированные платформа Фрезер Казанского направления и станция МЦК Андроновка. На очереди Северянин на Ярославском направлении, Карачарово на Горьковском и Окружная. Их также объединят с ближайшими станциями МЦК.